Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Земля леопарда24 июля 2014 22:00

60 минут наедине с хищником: «Киса, если ты меня съешь, кто тебя защищать будет?»

Легендарный приморский ученый несколько раз встречался с хищниками в тайге один на один

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ

Человек и дикий зверь давно «в отношениях». Хотя многие считают, что таких отношений не существует. Ну разве через прицел охотничьего ружья. Или фотообъектива. Но за десятилетия изучения самых знаменитых дальневосточных хищников - леопарда и тигра - случилось множество совсем не охотничьих таежных сюжетов, достойных попытки понять, что происходит, когда на одной тропинке встречаются зверь и человек.

Известно: леопарды и тигры - великие конспираторы. Незваных гостей не любят. И заметить их в тайге можно только тогда, когда они сами очень этого захотят. Что интересно: за последние пятьдесят лет не было ни одного факта нападения на человека со стороны самых больших и прекрасных в мире «котов». А встречи - были. Мы попросили рассказать об этом доктора биологических наук Дмитрия Пикунова, который вместе с другим великим знатоком и следопытом Виктором Коркишко много лет назад начал борьбу за сохранение диких кошек на Дальнем Востоке. (Виктор Коркишко умер девять лет назад. Во многом благодаря ему существует сейчас заповедник «Кедровая падь», входящий в состав национального парка «Земля леопарда».)

Я прошу своего собеседника вспомнить поистине удивительный случай - как однажды безоружный 32-летний ученый Виктор Коркишко встретился с хищником в тайге один на один и вернулся живым-невредимым.

Виктор Коркишко  с любым животным находил общий язык.

Виктор Коркишко с любым животным находил общий язык.

ПОЛОСАТЫЙ РЕЙД

25 февраля 1987 года - эта дата, несомненно, уже вошла в историю изучения тигра и леопарда. Был обычный экспедиционный день, ученые искали следы леопарда в горах Сихотэ-Алиня. И вдруг…

Из записей в полевом дневнике Виктора Коркишко

- Рядом с дорогой обнаружил следы рыси. Только внес запись и закрыл дневник, как услышал сильный треск слева и увидел полосатый бок. Тигр остановился метрах в десяти ниже меня, тихо два раза рыкнул и направился ко мне.

- Я замахал руками и стал громко говорить: «Уходи, уходи! Я тебе ничего плохого не делал!» Зверь подошел метров на пять и остановился. Я постарался взять себя в руки и произнес поспокойнее: «Киса, ты же умница, большая, красивая, сильная. Отпусти меня. У меня даже оружия нет».

- Тигр стоял, слушал. Повернулся боком. Я попытался пошевелиться. Но как только зашелестели листья, он резко повернулся и, обходя справа, стал приближаться. Остановился, но уже выше по склону. Я продолжал говорить как можно спокойней и ласковей, все время к нему лицом. Унял дрожь в ногах.

- Пришла мысль закурить и, возможно, запахом отпугнуть. Достал коробок, но спички кончились. Опять та же схема: стараюсь успокоить его голосом, а он обходит меня по кругу.

- Он, как и я, нервничал: старался подойти - и не решался. Подобрал с земли, переломил сухую веточку и стал, как бы играя, пробовать ее на вкус. Это навело меня на мысль кинуть ему что-нибудь и отвлечь. Снял с головы шапку, бросил. Он заинтересовался, слегка пожевал - и опять занялся мною. Следом полетела пачка сигарет, но он не обратил на нее внимания.

- Все ниже прижимая голову, он сделал еще один шаг и стал медленно протягивать левую лапу с моей ноге. Я продолжал разговаривать и заслоняться рюкзаком. Такое противостояние продолжалось, думаю, минуты три.

- Наконец тигр не выдержал. Отвел взгляд, отступил на шаг. И… улегся. Это придало мне уверенности. Мелькнула даже глупая мысль, что могу протянуть руку и погладить его. Он лежал спокойно и слушал меня. Я рассказывал ему все, что приходило на ум: о перспективах охраны диких животных, о последствиях его хулиганской выходки, мол, съешь меня, кто будет тебя охранять. Делал комплименты его внешности, и как только голос мой начинал подрагивать, мысленно взбадривал себя.

- Уже порядком стемнело. Деревьев рядом не было, одни кусты. Я решил приучать тигра к моему движению, откупаясь от него своими вещами. Я стал потихоньку отступать. Он тут же встал и сделал выпад. Так продолжалось несколько раз.

- Я кинул ему большой кусок заранее приготовленной веревки. Он подобрал ее и начал методично жевать. Это его немного увлекло, он отпустил меня метров на пять-шесть. Но потом опять пошел вслед. Что еще ему бросить? Достал из рюкзака душегрейку-безрукавку. Он вырвал ее чуть ли не из рук и отошел в сторону, теребя. Я воспользовался паузой и спустился метров на пятнадцать, приготовив шарф и меховую варежку.

- Возможно, только моя бесконечная «лекция» удерживала его от нападения. Совсем стемнело. Вышли на небольшое заросшее ивняком поле. Я решил пробиваться к дороге, которая была за рекой.

- Выбрал место и соскользнул по овражку к реке. Он тут же прыгнул на то место, где я только что стоял. Я повернулся к нему лицом и машинально выставил перед собой рюкзак. Он замер буквально за миг перед прыжком.

- Каким-то чудом, прыгая спиной вперед по обледеневшим камням, я, даже не замочив ног, оказался на другом берегу. У воды тигр остановился и стал пить. Я все дальше уходил от него. Последняя картина: в глубоких сумерках он стоит, высоко подняв голову, и смотрит в мою сторону...

Примерно так выглядела та историческая встреча в тайге.

Примерно так выглядела та историческая встреча в тайге.

«МЫ ВСЕ ПРОСТО ОШАЛЕЛИ»

- Сидим на кордоне, ждем Витю Коркишко, а его все нет и нет, - вспоминает этот случай Пикунов. - И я решил проехать к реке, где мы с ним разошлись. Гляжу - фонарик мелькает. Витя идет, явно напуган, без шапки. «Поехали, - говорит, - скорей. Меня тут тигр достал». На кордоне, слушая, как они со зверем кружили - представляете, целый час, один на один! - мы просто все ошалели. Врет? Такого я ни от кого никогда не слышал! Утром поехали на место. Точно! Следы на снегу подтверждают: человек пятится, а тигр ходит кругами. Нашли измызганную безрукавку, шапку пожеванную, пачку сигарет...

После той памятной встречи с тигром коллеги пытались всучить Виктору одностволку, но он все равно ходил в тайгу без оружия.

С ЛЕОПАРДОМ ТОЖЕ ДОВЕЛОСЬ ПОБОЛТАТЬ

«Житель страны леопарда» - именно так назвал Виктора Григорьевича его друг и полевой товарищ Василий Солкин. Сюда, в маленький заповедник «Кедровая падь», едва окончив университет, Виктор Коркишко «махнул не глядя» аж из Молдавии. С годами дорос до директора заповедника и, верный своему выбору, оставался здесь до последнего дня.

В «Кедровой пади», по выражению Солкина, все были гастролерами. И только Коркишко «жил вместе с леопардом, каждый день ходил с ним одной тропой, пил воду из одного ключа…» И всегда помнил свою самую первую встречу с леопардом, свое полевое крещение. Не такую драматичную, как последующий диалог с тигром, но тоже показательную.

Виктор, совсем еще зеленый молодой специалист, заблудившись, ночует у костра в тайге, а вокруг, жутко порыкивая и демонстративно хрустя подмерзшими опавшими листьями, ходит и ходит неведомый зверь. Кто именно - не разглядеть. Безоружный человек тогда впервые заговорил со зверем. И «уговорил» его отступить. Подробно записал происходящее в полевой дневник… и уснул. А утром «прочитал» следы на снегу - «письмецо» от хозяина таежного участка, любопытного леопарда.

Кандидатская Коркишко и их совместные с Дмитрием Пикуновым таежные маршруты сложились в научный труд «Леопард Дальнего Востока» - книжку, ставшую настоящим научным бестселлером.

Возможно, именно с этой книжки, рассказавшей, как катастрофически мала популяция дальневосточного леопарда, и началась сама история сохранения приморских краснокнижных кошек.

Леопард стал для Коркишко настоящей любовью. С его приходом в заповедник у прекрасных исчезающих «особей» впервые появились персональные имена. Сегодня их придумывает леопардам вся страна.

НЕ СТРЕЛЯЙ!

Леопард по сравнению с тигром зверь еще более скрытный и осторожный. Встречей тет-а-тет награждает далеко не каждого таежника. Но уж если выйдет вдруг на «свидание»...

- Мы вели учет леопарда на Борисовском плато, - вспоминает Дмитрий Пикунов. - Дело было накануне 8 Марта. Выпал снег, мокрый, весенний. Решил пройтись в одиночку, погулять, пофотографировать. Нашел след леопарда, свежий, красивый. Вдруг слышу - странный какой-то звук, то ли зверь, то ли внизу завели мотор нашей машины.

Только наклонился, чтоб положить фотоаппарат в рюкзачок, как прямо над головой страшный треск. И сверху с той дубовой развилки летит леопард, прямиком на меня. Я вскинул винтовку - в воздух стрелять. (Пикунов - мастер спорта по стендовой стрельбе, охотник-профессионал. - Авт.). По тигру и леопарду стрелять нельзя. Убьешь - нарушишь закон. Ранишь - еще хуже: зверь отомстит.

Но даже в воздух выстрелить я не успел. Леопард пролетел мимо. Приземлился. И спокойно так, не спеша ушел. Господи! Он ведь не ждал меня в гости, а собирался пировать. Увидел, что иду, рыкнул - я услышал, но не понял предупреждения.

Фото Натальи Островской.

Правила таежного тона

Как вести себя при встрече с диким зверем

Вот советы от Дмитрия Пикунова, которые он написал специально для пограничников. Но они могут пригодиться также охотникам, грибникам или просто заблудившимся в лесу.

- Не теряйте самообладания, помните, что любой хищник боится человека.

- Не убегайте. Рефлекс хищника - броситься за убегающим и поймать его - может оказаться сильнее страха перед человеком. Убегать недопустимо и потому, что вы можете двинуться в направлении затаившихся детенышей и зверь бросится на их защиту.

- Говорите громким голосом, но спокойным тоном. Стойте к зверю лицом, не поворачивайтесь спиной. У большинства хищников достаточно «музыкальный слух», и нашу интонацию они понимают. Истеричный крик воспринимается ими как вызов или агрессия. И наоборот, от спокойного властного голоса зверь в большинстве случаев покидает место встречи.

- Все без исключения крупные животные, в том числе хищники, в ночное время смелеют. И более дерзко удовлетворяют свое любопытство к человеку. Порой просто сопровождают и при этом произвольно или непроизвольно дают о себе знать. Особенно молодые леопарды. Но случаи их агрессивного поведения нам неизвестны.

- Помните: если вы не угрожаете, не посягаете на добычу и перед вами здоровый и прежде не искалеченный зверь, то агрессии с его стороны не будет.