Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Туризм6 августа 2014 14:45

Курилы держит Тятя на каменных плечах

Или о том, как все-таки красива наша страна
«Когда на сердце рана и холодно в груди, к подножью вулкана ты в сумерках приди…»

«Когда на сердце рана и холодно в груди, к подножью вулкана ты в сумерках приди…»

Если переиначить известную бардовскую песню, то мою поездку на курильский остров Кунашир можно спеть так: «Когда на сердце рана и холодно в груди, к подножью вулкана ты в сумерках приди…» Далее в песне, как известно, говорится про атлантов славного города на Неве, где они из века в век держат небо на каменных плечах.

У Курил и Кунашира свои каменные плечи. Это - вулкан Тятя. Чтоб дойти до его вершины (около 2 тыс. м), надо сперва взобраться на могучие тятины плечи. Эта кольцевая долина вокруг кратера называется по-научному «атрио», что в переводе с греческого «внутренний двор».

Допустим, изменчивая курильская погодка и ваши собственные здоровье и силы позволили вам подняться на атрио. До начала подъема на конус еще с километр, но уже прогулочно, по равнине. Потом трудный финиш: еще четыреста метров по склону в 30-45 градусов.

Карабкаться к кратеру можно либо по застывшей лаве (так проще), либо по мертвому шлаку, перемешанному с вулканическими бомбами разных размеров (что значительно сложней, потому что ноге нет упора, и ты, едва сделав шаг, скользишь по сыпучке назад). Но выбирать не приходится, потому что на атрио, ну, ничегошеньки не видно, даже заветной вершины. Все замазано туманом. Надежно, как маркером. Ветер. Потусторонний гул. Ни солнца, ни облаков.

Куда идти? Правей? Или левей? Не заблудиться бы, озадачен ваш многоопытный проводник. Может, ну его, этого Тятю? Может, пока не сдуло, не закружило, двинуться обратно, вниз, по уже знакомой тропинке, к лагерю с палатками, квадрациклами и костерком? Собственно, вот он, выбор. Вперед. Или назад.

Вперед – это значит в никуда, в опасность и в собственный страх. И вот вы (и еще трое таких же чудиков) покорно топаете вперед. На слепом, непроглядном маршруте ловите новое чувство - тоску овцы на заклание. И кажется, что нет ни прошлого, ни будущего, а только вулкан под ногами и эта тоска.

Ваши глаза пытаются хоть что-нибудь разглядеть. И, наконец, прямо по курсу, с трудом сквозь туман возникает заветный конус Тяти! Над его правой диагональю, буквально прижатая к тверди – тонюсенькая голубая полоска. Небо! Это надежда. И точка невозврата, окончательное решение ползти до победного.

Как после третьего звонка в театре, кто-то неведомый начал поднимать занавес тумана. Хлынуло солнце. Облачность скатилась вниз, за край атрио. Шаг, еще шаг. До лавы мы не дошли – поднимаемся в лоб, самым трудным путем, по сыпучему боку. Главное, не оглядываться назад. Увидишь, как мало прошел и как много осталось. Вершина лишь кажется близкой. Дразнит, будто отступает назад.

Ползти! Бросок от камня к камню, как родильная горячка – от схватки к схватке. В перерывах сидишь на вулканической бомбе в обнимку с одышкой, приводишь в порядок дыхание и озираешься в изумлении: оказывается, можно взлететь выше облаков и без самолета…

Впрочем, нет, не взлететь. Вскарабкаться, вцепившись в сыпучий предательский склон, проползти - сквозь мышечный спазм. Употребить все, что тебе дано от природы – сердце, легкие, пальцы, ногти, инстинкты… А потом распрямиться на самой вершине и радостно помахать рукой вынырнувшему из облаков тятиному братишке – вулкану Руруй. И тихо благодарить - не знаю кого.

Спасибо, что дали сил, разогнали страх и туман. Спасибо за само сотворение нашей любимой горы и за то, что при спуске «с небес на землю», на границе закатного солнца и облачности вдруг появилась радуга, нежная и неброская, как цветы, растущие здесь, на Тяте, вопреки всякой логике – прямо из мертвого шлака.

Зачем же он нужен, весь этот экстрим? Теперь я точно знаю: этот философский вопрос задают только те, кто еще не поднимался на конус вулкана.

ЦИТАТА В ТЕМУ

На снимке слева - кратер вулкана Сарычева на Курильской гряде. Помню, летели с Камчатки над морем. До курильского вулкана мы долетели благополучно. Ввинчиваясь кругами в небо, достигли кратера, поднялись выше и увидели сверху истинную «пасть дьявола» - темный провал дымился, даже в вертолете чувствовался запах серы. Края у кратера были зазубрены и покрыты сверкавшей корочкой серы.

Весь остров был производным вулкана - со всех сторон синел океан, виднелся вдали пароходишко-рыболов. Склоны горы были в бамбуковой зелени.

Мы сели на острове и уже снизу, притулившись у костерка, наблюдали гору. По бамбуку вверх вились тропки. С криком летали птицы. Край света, что еще сказать?

В. ПЕСКОВ

А таким курильский вулкан Сарычева увидел Василий Песков...

А таким курильский вулкан Сарычева увидел Василий Песков...

Фото: Василий ПЕСКОВ