Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды10 августа 2014 22:00

45 лет любимому фильму: Счастье, когда тебя понимают

«Доживем до понедельника» возвестил тяжелую, многотрудную, с сединой и шрамами историческую победу лириков над физиками
В учителя-историка Мельникова были влюблены ученики, коллеги по работе и десятки миллионов зрителей.

В учителя-историка Мельникова были влюблены ученики, коллеги по работе и десятки миллионов зрителей.

Шел 69-й, последний год краткого атомного века, периода массовой моды на науку, кванты и полимеры, детских энциклопедий для пытливых октябрят «Что такое? Кто такой?» и позиционных блицтурниров, кто важнее - плазма или «Пиковая дама» и кто без кого легче обойдется. Народные артисты с художниками не без оснований волновались, что практичные и математичные кибердети не смогут полюбить душу с мыслями, пожалеть собачку Дружка, разглядеть подлость и дослушать симфонический концерт. Базаров шел в наступление со скальпелем наперевес...

ЕДИНИЧНОСТЬ ЭКЗЕМПЛЯРА

Природа ждала, ждала Ланселота - не взъерошенного моралиста, взывающего к стенке цвета металлик, а гуманитария с кулаками, подлинного Бержерака, способного больно укокошить и наповал осмеять. Народную и государственную волю исполнил седой, в драповом пальто красавец фронтовик, историк, душенька Илья Семенович Мельников из фильма Станислава Ростоцкого по сценарию Гия Полонского.

Мельников преподавал в типовой десятилетке с бетонной оградкой-решеточкой, был единственным на пять этажей мужчиной после замученного директора и мартышки-физрука, но любим был сплетническим и малосемейным педколлективом отнюдь не за факт мужчинности, а за единичность экземпляра. Могучий интеллект, раннюю фронтовую седину, отказ секретничать с коллегами по учительским да панибратствовать с бастующим классом. Класс, как бешеный конь, при нем смирел и задавал подобострастные вопросы. В пестром, усталом, грузном, немолодом, оглушительно недалеком учительском таборе, в который превратилась школа в 60-х, он был единственным достойным оппонентом эрудированному поколению, читавшему журнал «Знание - сила» в подлиннике и знавшему лейтенанта Шмидта по Ильфу и Петрову: королю 9-го «Б» Косте Батищеву, блестящей бестии с ямочкой на подбородке и продуманной вольностью в одежде; красивой-прекрасивой Рите Черкасовой, с детства оценившей манеру смотреть в упор и улыбаться, наблюдая, как взрослые мужчины сбиваются с речи и потеют ладонями; Гене Шестопалу, пристальному и решительному поэту с галерки.

Он легко осаживал новомодную и столь упоительную снисходительность к великим, выговоры Толстому с Герценом за недальновидность и Шмидту за чистоплюйство, играл на пианино в актовом зале григовского «Одинокого странника» и заставлял новорожденных суперменов стесняться, а не козырять изъянами и червоточинами своего сверхскоростного, лазерно-механического воспитания. И он никогда бы не взялся отвечать на вопрос «Что такое счастье?» - впрочем, от его класса тоже не ждали особой искренности, а ждали про нужность людям и про космонавтику. Привыкшие думать и доверять, дети Мельникова открылись на мгновение - и получили по самой по искренности классным журналом наотмашь.

ИСПОЛНЕННАЯ МИССИЯ

Фильм впервые грубо-зримо констатировал деградацию среднего образования, за что был удостоен Госпремии СССР и Гран-при VI Московского кинофестиваля, обойдя кубриковскую «Космическую одиссею» и лауреата шести «Оскаров-68» мюзикл «Оливер!» (именно после этого американская Ассоциация киноэкспортеров объявила Москве бойкот). Впервые появилась на экране Ольга Остроумова, а клавишная тема композитора Кирилла Молчанова стала гимном 1 сентября.

Мельников исполнил свою миссию преодоления физико-математического уклона и ушел, отчалил, как старые мореходы в туман, оставив школу полуграмотным Таисиям и фамусовым в юбке Светланомихайловнам. Ученики перешли с «Техники - молодежи» на «Ровесник» и Billboard, учителя перестали читать что-нибудь, кроме методичек.

«И не надо, не надо, Илья Семенович, играть «Одинокого пешехода»!»

НЕ ПРОПУСТИ!

Фильм «Доживем до понедельника» вошел в коллекцию «Великие советские фильмы» от «Комсомольской правды». Это 50 выпусков с книгой об истории создания шедевра и диском с фильмом. В Москве приобрести коллекцию можно в фирменных магазинах «Комсомольской правды» и в интернет-магазине avanta@kp.ru.

Подробно о приобретении коллекций и подписке можно узнать на нашем сайте kp.ru/daily/collections или по телефону (495) 777-02-82.