Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды11 августа 2014 22:00

Учить ли матчасть?

Наш колумнист - о том, почему сейчас популярны произведения, основанные на мифах. И почему легенды в них безжалостно перевирают

В минувшие выходные мне регулярно «везло»: я натыкалась в телевизоре на произведения, будто бы основанные на легендах, мифах, классике и переворачивающие все основание так, что уже непонятно становилось, где небеса, где черепаха, где киты.

Сегодня много говорят о недостатках образовательной системы. Один из этих недостатков - причем во всем мире, не только у нас, - сосредоточение крупиц гуманитарного образования, которое еще было «выдано» до прихода эры интернета, в руках людей, которые уже поняли, чего они НЕ хотят с подобным сокровищем делать. Просто читать, изучать, копаться в тексте, а потом делать карьеру а-ля Лотман, Хейзинга, Ролан Барт? Спасибо большое, здесь плохо платят. Показывать ученикам грабли, на которые наступали боги Древней Греции или князья Киевской Руси, тренировать чужой мозг? Нет, поскольку популярными могут стать лишь тренировки в дисциплинах «Как обольстить мужика на первом свидании», «Как добиться успехов в бизнесе» или «Как похудеть, пожирая бадминтонные воланчики». Пять занятий, шелест купюр, довольны все, кроме пожирателей воланчиков и самих воланчиков.

Однако великое знание классических сюжетов очень-очень помогает, когда надо продать сценарий. Это как заручиться сразу согласием Джорджа Клуни - взять героя из мифов, про которого учившиеся понемногу чему-нибудь и как-нибудь, знают лишь то, что да, был такой. Нашумел. И вот появляется «Тор», появляется «Синдбад. Легенда семи морей». «Шерлок Холмс: игра теней» наконец. Я же предупреждала: везло мне в минувшие выходные. Остановлюсь на «Синдбаде», поскольку «Тор» - это стилистическая мясорубка, где только редкие вскрики про Одина или Локи напоминают о первоисточнике, а любимый мной Дауни-младший в роли Шерлока, переодевшегося в дамское платье, выглядит и без того жалко. А вот «Синдбад»...

Пытаюсь представить себе, как сидели сценаристы мультфильма и вспоминали.

- Э-э-э. Была еще такая легенда, что Синдбада птица большая утащила. Не помню, как звали птицу, но нарисовать можно круто.

- Скучно. Пусть птица утащит девушку Синдбада. А он ее будет спасать, а птица за ними полетит.

- Неплохо. Еще были такие сирены. Они пели в море, а моряки в восторге прыгали за борт.

- Это разве про Синдбада? Это про Одиссея.

- Не умничай, хорошая идея. И вот Синдбад уже почти скакнул за борт, но прекрасная дама спасает весь корабль, поскольку на нее бабье пение не действует.

И так далее. Про Америку, рассуждая о литературе, говорили, как про гигантский котел. Та литература зацвела сто лет назад, и не нужны ей были чьи-то посторонние «синдбады». Лет шестьдесят потом тоже цвела и тоже обходилась без «торов». Мир получал свое отражение и в кино, и в книгах. Он получал также аттракцион - и в дешевом кино, и в книгах с очень яркими обложками, но всегда должна была существовать база. Образовательная. Чтобы легенды древнего мира оставались фундаментом, всегда сплачивающим мир современный. А при возведении новых зданий вряд ли стоит изымать из фундамента кусок, чтобы украсить крышу.