Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды13 августа 2014 4:17

Равенство разных

На кинофестивале в Локарно «народное» кино соседствует с «антинародным»
В "Танцующих арабах" (Dancing Arabs) израильского завсегдатая Локарно Эрана Рыклиса не танцуют ни арабы, ни евреи

В "Танцующих арабах" (Dancing Arabs) израильского завсегдатая Локарно Эрана Рыклиса не танцуют ни арабы, ни евреи

Как же все-таки важно найти для картины правильное место премьеры. Сказать, что португальский режиссер Педру Кошта снимает «кино не для всех» значит ничего не сказать. В этом мире его эзотерические композиции способна выдержать только горстка совершенно особенных людей. При этом "выдержать" еще не значит принять и полюбить. Я помню, как с показа его фильма «Молодость на марше» в Каннах зал в панике покидали целые ряды - такого массового исхода в кино я в жизни не видел. Новый фильм «Денежный конь» (Cavalo Dinheiro) показали на несравненно менее коммерциализированном, изначально ориентированном на некондиционный лютый артхаус фесте в Локарно, и здесь ему был уготован куда более более теплый прием: с пресс-показа практически никто не сбежал, и фильму скорее всего дадут один из главных, если не главный приз. Разумеется, на просмотре вокруг меня спали абсолютно все кинокритики, что даже является определенным комплиментом этой поэтической, медитативной, сновидческой картине, наделенной редкой убаюкивающей интонацией (половину своего текста играющая саму себя героиня по имени Виталина произносит шепотом).

Неочевидный - скажем осторожно - жанр картины я бы определил расхожим словом «саудади», означающим, согласно Википедии, «специфическую черту культуры и национального характера португальцев и галисийцев» и выражающим «тоску от невозвратимой утраты чего-либо дорогого сердцу». Фильм Кошты — это один затяжной и протяжный плач. Монологи, песни, шепоты, крики реальных или мифических Вентуры и Виталины - пожилых, потерявших связь с реальностью иммигрантов из Кабо Верде, мающихся в психоневрологических палатах Лиссабона - полны ностальгии, отчаяния и тоски. И даже воинственный призрак, являющийся Вентуре в лифте в виде «бронзового солдата», не может развеять эту вселенскую меланхолию.

Зрительские фильмы, демонстрируемые на Пьяцце Гранде, призваны хоть как-то взбодрить аудиторию, слегка обалдевающую от арт-экстримов главного конкурса. Но и здесь есть свои ловушки. Например, в "Танцующих арабах" (Dancing Arabs) израильского завсегдатая Локарно Эрана Рыклиса не танцуют ни арабы, ни евреи. Насколько я понял, ни тем, ни другим не до танцев в государстве Израиль. Мелодрама, достойная совместного производства "Узбекфильма" и студии Горького, рассматривает нюансы существования арабов в еврейском государстве, где их довольно значительный процент, на примере молодого араба в поисках идентификации. В хорошую еврейскую школу его, талантливого, еще приняли, и даже хорошая еврейская девушка дала ему пару раз себя полюбить, но дальнейшие их отношения оказались осложнены косностью родителей и в их лице всего остального мира, одержимого пещерным национализмом. Впрочем, безвыходных положений не бывает - особенно в мэйнстримном кино. На ту беду довольно вовремя умирает от неизлечимой болезни лучший еврейский друг арабского юноши по имени Йонатан и его добрая мать хоронит того на арабском кладбище - потому что перед Богом все равны, особенно на том свете. Так араб Эяд становится евреем Йонатаном - равенство равенством, но в еврейском государстве все-таки лучше быть евреем.

Новый фильм Лассе Хальстрема посвящен животрепещущей теме еды. Еда - это, конечно, метафора - культуры, секса, образа жизни. А "кулинарное кино" перестало быть деликатесом, и превратилось в main course, раз за него взялись продюсеры Стивен Спилберг и Опра Уинфри. Они призвали автора международного хита "Шоколад" Хальстрема (шведа по национальности), который и соорудил в Голливуде фильм о противостоянии индийской и французской кухонь (на территории последней). Побеждает, разумеется, дружба. То есть инновации. Фьюжн. Молодой индийский шеф кладет в соус бешамель какие-то только ему ведомые специи. "Зачем это соусу, которому 200 лет?" - "Потому что ему уже 200 лет". И хозяйка ресторана во французской деревне (Хелен Миррен) получает вторую звезду "Мишлена", о которой безутешно мечтала 30 лет. Между Францией и Индией - оказывается, всего The Hundred-Foot Journey (так называется фильм), сто футов пешком... Кукольный, слащавый, старомодный голливудский фильм, с которого я хотел уйти через пять минут, но остался и не пожалел, обернулся гимном свободы, разнообразия и любви к еде и всем остальным радостям жизни. Выйдет (если не перенесут) у нас осенью под ужасным названием "Пряности и страсти". Осторожно: контрреволюция! Пропаганда французской кухни, а также столь же чужеродных и подозрительных свободы, равенства, братства.

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Окончательная эмансипация

Женское кино на фестивале в Локарно

В пору тотальной феминизации, коснувшейся даже отечественного кино, кто-то все-таки должен сказать правду: некоторые наихудшие фильмы в истории человечества сняли женщины-режиссеры. Некоторые из них только что были показаны на фестивале в Локарно. (читайте далее)