Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды19 августа 2014 22:00

Катерина Шпица: Мало кто умеет любить по-настоящему. Я и насчет себя до конца не уверена

Ей всего 28. Еще можно сомневаться, делать ошибки и начинать все сначала. Но ей особо некогда: съемки! Актриса рассказала журналу «Телепрограмма» о новом фильме, семье и смысле жизни [фото]

Продюсер Валерий Тодоровский «покусился на святое» - советскую киноклассику. В новом мюзикле по мотивам «Веселых ребят» заправляет Иван Дорн: модный музыкант стал современным воплощением помешанного на джазе пастушка, которого в 1934-м сыграл Леонид Утесов. А вместо Любови Орловой - Катерина Шпица.

«Жаль, что мне не дали спеть»

- Катя, а вы старый фильм смотрели?

- Урывками и очень давно. Перед съемками специально не стала его внимательно пересматривать. Если я в чем-то и окажусь похожа на Любовь Орлову - в мимике, жестах, энергетике, - пусть это будут абсолютные случайности. Я думаю, похожего мало.

"Родители очень мудро поступили, разрешив мне иногда выпивать вместе с ними".

"Родители очень мудро поступили, разрешив мне иногда выпивать вместе с ними".

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Что за кино получилось?

- Я пока видела только свои отрезки на озвучании. Это должен быть очень качественный музыкальный продукт. Хорошая история о том, что нужно прислушиваться к голосу сердца и смотреть на мир широко открытыми глазами.

- Вы испытывали трепет в связи с тем, что вас неизбежно будут сравнивать с Орловой?

- Пускай сравнивают. Я живу в своем времени. И не претендую ни на актерские способности Любови Орловой, ни на ее славу. Ни одной секунды не думала о том, что играю роль, которая является ремейком. Вот честное слово!

- Это же мюзикл. Вы сами поете?

- За мою героиню поет певица, которую выбрал Иван Дорн. Для меня это, конечно, большое расстройство.

- Между тем вы поющая актриса.

- Я несколько лет работала в музыкальном театре. Всю картину я снималась с установкой, что буду петь сама, и постоянно терроризировала звукорежиссера, какого рода вокал им нужен, чтобы начать заниматься. В итоге мне на этот вопрос так и не ответили. Я пошла к педагогу, которого нашла сама. А о том, что записывать песни будет профессиональная певица, узнала, придя на озвучание. Кто-то может сказать, что я должна была обивать Ванины пороги, чтобы добиться своего. Может быть, так оно и было бы, знай я уже во время съемок, что не буду петь сама. Думаю, я бы справилась. Ну а решение руководителей, режиссера не обсуждается. Они профессионалы, им виднее.

- Как вам работалось с Дорном?

- Прекрасно. Я его очень уважаю как музыкальную творческую единицу. В моем плеере есть несколько его песен, которые я с удовольствием слушаю.

«Ночевать на вокзале я бы себе не позволила»

- У вас образцово-показательная биография. Окончили театральный вуз в провинции, легко покорили Москву. Чего тут больше - труда или удачи?

- Труд - безусловно. Терпение, вера. И следование внутреннему голосу. Мне и самой кажется, что действительно мне все далось достаточно легко. Может, я это чем-то заслужила. Или это аванс за то, что я должна в жизни что-то важное сделать.

- Вы не раз говорили, что с детства занимались в театральном кружке, но становиться актрисой не собирались.

- Действительно такого желания никогда не было. То, что я стала актрисой, для меня самой очень большое открытие.

- Может быть, вы не разрешали себе об этом мечтать, хотели земную профессию?

- В детстве было у девочек такое увлечение - тетрадки-анкеты. В анкетах было положено завернуть внутри страничку как конвертик и что-то на ней написать прямо сокровенное-сокровенное. Я как-то нашла свои анкеты и обнаружила, что мечтала, например, быть известной детской писательницей. А когда в школе проводили профессиональное ориентирование, говорила, что хочу быть дипломатом. То есть были мечты, никак не связанные с реальностью. При этом с первого класса я играла в школьных постановках главные роли. Но никогда ни от одного человека не слышала: «Ты должна быть актрисой!» Может быть, и хорошо, что все произошло стихийно. То, за чем мы гонимся, от нас ускользает.

- А зачем вы, поступив на актерский, пошли учиться еще и на юрфак?

- Я сама не знала до конца, чем хотела заниматься. Переехав в Москву, ездила на сессии в Пермь - даже когда поняла, что никогда не сяду в офис.

- Неужели не скучно было учиться на юриста?

- Нет, это же адреналин! На юридическом факультете есть очень интересные дисциплины. Одна теория концепции современного естествознания чего стоит! Это вполне укладывалось в мою систему жизни, в потребности моего ума. Но это потребовало от меня огромного напряжения.

- Мама-юрист не расстроилась, узнав, что адвокатом вы все-таки не будете?

- Да нет. Если бы моя мама не была из бедной многодетной семьи, возможно, она бы сама стала актрисой. В молодости она была невероятно похожа на Евгению Симонову. Совсем недавно мама призналась, что я реализовала многие ее детские мечты. Но она никогда не давила на меня своими амбициями.

- У вас был классический период покорения Москвы, когда питаешься дошираком, не знаешь, где будешь ночевать?

- Жизнь избавила меня от ночевок на вокзалах. Мне кажется, я никогда бы себе такого не позволила. Даже если бы не случилось в моей жизни знакомства с прекрасным и совершенно несовременным в своей нравственности человеком - Лешей Васильевым (фотограф-скаут, ищет новых моделей для агентств. - Авт.), который «высмотрел» меня, я бы нашла способ обойтись без вокзалов. Москва мне всегда нравилась по энергетике. Я понимала, что это город больших возможностей. И я всегда верила в то, что в любом городе можно найти друзей. Единственная неприятность была, когда я только-только приехала в Москву. Мне обещали съемную квартиру от модельного агентства. А его директор, который нас с мамой встречал вместе с Лешей на Ярославском вокзале, вдруг спросил: «Ну что, Катя, где ты будешь жить?» Я говорю: «Мы же договаривались...» А он: «Ну да. Но у нас там сейчас проблемы… Леша, может Катя у тебя пока пожить?» Леша сказал: «Да, конечно».

Покорять Москву Шпица приехала каких-то 8 лет назад. И уже успела открыть немало дверей в мир большого кино.

Покорять Москву Шпица приехала каких-то 8 лет назад. И уже успела открыть немало дверей в мир большого кино.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Но карьера модели не заладилась?

- Прошла неделя, две. Агентство для меня устраивало подработки танцовщицей гоу-гоу. А я танцами занималась еще в Перми. Но квартиру мне так и не предоставили. В итоге с этим агентством я рассталась.

«Все беды - от мозгов»

- Вы упомянули, что танцевали в ночных клубах в Перми. Родители, наверное, в шоке были?

- Мама очень переживала. Хотя я какого-то экстрима не могу вспомнить. Правда, иногда после работы одна ловила такси глубокой ночью.

- Вы были какой-то нетипичной отличницей.

- Наверное... Я была свободной, не зацикленной только на учебе.

- Поскорей попробовать взрослую жизнь пытались? Сигареты там, алкоголь.

- Как-то это меня не привлекало. Родители очень мудро поступили, разрешив мне иногда выпивать дома вместе с ними. Меня никто не поил водкой, естественно. Но стаканчик пива с креветками, сидя втроем на кухне, - вполне. Вообще пиво я впервые попробовала в 6 лет. Я знала вкус алкоголя, он меня не манил, не было надобности употреблять его где-то на стороне.

- Собираясь в театральный, вы наверняка изучали биографии великих актеров. Далеко не всем из них везло в жизни.

- Честно вам скажу, ничего не изучала. У меня не было амбиций стать великой актрисой. Я даже систему Станиславского-то не всю прочитала.

- Профессия актера - зависимая, дадут роль, не дадут. Вы были готовы к тому, что у вас, возможно, ничего не выйдет?

- Не думала я об этом. Вся беда человеческой жизни от мозгов. Весь наш мир, в котором мы живем, - это огромная иллюзия, построенная нашими умами. Главная идея дзен-буддизма: научись жить не думая. Понятно, что я не буддийский монах, который сядет на пенек, съест маковое зернышко - и счастлив. Я люблю нашу грешную жизнь во всех ее проявлениях. Но, наверное, самое большое искусство - научиться жить, будучи как бы наблюдателем своей жизни.

- Вы фаталист?

- В чем-то фаталист, но в то же время хочется верить, что силой воли человек может изменить свою судьбу. Самое главное в жизни - научиться любить. Я имею в виду не только отношения с противоположным полом. Любить вообще, в принципе. Это очень мало кто умеет. Этот высший дар - я в этом абсолютно уверена - дан далеко не всем. И насчет себя я до сих пор не поняла этого до конца.

- Существует масса грустных историй про выдающихся актеров, у которых почему-то все пошло не так.

- Это кошмар любого артиста.

- Вы примеряете, пусть невольно, их судьбы на себя?

- Мне знаете что в голову пришло? Что в большинстве случаев все хорошее, что случается с человеком, - это по судьбе, а все плохое - рукотворное. То, во что мы превращаем свою жизнь, скорее наши недоработки. Да, испытания, может быть, все нам и предписаны. Но то, как мы из них выйдем, - это уже дело нашего саморазвития. Очень много зла в человеческой жизни происходит от гордыни. Мне кажется, очень многие люди заканчивали свою жизнь весьма драматически именно потому, что не научились уживаться с этим качеством. Ты либо этому «зверю» даешь свободу действия, либо умеешь его усмирить. Самоуничижение, которым славится огромное количество талантливейших артистов, - это гордыня. Желание отказаться от роли по надуманному поводу: «Не поеду сниматься за границу, я патриот!» - это возвеличивание себя.

«Сын получился стихийно. И это прекрасно»

- Вам приходилось выбирать между семьей и карьерой?

- Никогда. Если сын родился в моей семье, значит, это его карма - иметь маму-артистку. Я из-за этого не брошу профессию, но и не буду работать в ущерб ему. Я кормила сына грудью, пока ему не исполнилось два года и два месяца.

«Мама без отрыва от производства»: в свои два с хвостиком Герман побывал на десятках съемочных площадок. Фото: PhotoXPress.ru

«Мама без отрыва от производства»: в свои два с хвостиком Герман побывал на десятках съемочных площадок. Фото: PhotoXPress.ru

- Брали Германа с собой на съемки?

- Когда я снималась в «Яме» по Куприну, он по полдня проводил на «Мосфильме». После дневного сна они с мамой или свекровью уезжали. И в дальнейшем буду его с собой брать. Он вырос, и теперь мы с ним ведем диалог: «Ты хочешь пойти с мамой, но там придется меня ждать, или поедешь в парк Горького?»

- Насчет второго не думаете?

- Я и с первым не думала. Все получилось стихийно. Ну какая здравомыслящая женщина специально стала бы беременеть, снимаясь в фильме-катастрофе, когда приходится работать в холодной воде, в гидрокостюме (речь о картине «Метро». - Авт.)?! Прекрасно, что так случилось. Если бы я начала об этом думать, у меня до сих пор бы не было этого чуда.

- Скажите честно, внутреннее спокойствие, уверенность в себе - это результат работы над собой?

- У меня огромное количество литературы по саморазвитию. Я искала ответы на вопросы. Почему я раздражительна? Что в моей жизни меня не устраивает? Лет с 20 пыталась в себе разобраться. У меня был запоздалый переходный возраст в первые годы жизни в Москве. Приходилось тяжело, не было определенности. Приезжала на сессию в Пермь с очередной душевной драмой, и еще нужно было экзамены сдавать. Некоторые предметы до крика были ненавистны. Возникало непонимание с мамой и папой. И как-то потихонечку я стала об этом думать, разбираться... Я ведь в принципе не люблю конфликтовать. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Катерина Шпица родилась 29 октября 1985 года в Перми. Окончила актерское отделение факультета искусств Пермского института культуры. Работала в Московском государственном музыкальном театре национального искусства Владимира Назарова. Вела шоу «Вышка» на Первом канале, участвовала в проекте «Ледниковый период» (в паре с Максимом Стависким). Снималась в фильмах «Метро», «Ангел в сердце», «Поддубный», в сериале «Куприн. Яма».

В официальном браке не состоит. Гражданский муж - актер и каскадер Константин Адаев, пара воспитывает сына Германа (2012).

О ЧЕМ КИНО?

Молодой музыкант Костя Потехин (Иван Дорн) собирает группу, чтобы принять участие в конкурсе и произвести впечатление на объект своей страсти. Ему помогает девушка Аня (Катерина Шпица), в которой Костя не сразу разглядел настоящую любовь. Оригинальный саундтрек написал Иван Дорн.

Фильм «Веселые ребята;)» - так, со смайликом пишется название картины - снят по мотивам одноименного советского мюзикла 1934 года режиссера Григория Александрова, главные роли в котором исполнили Леонид Утесов и Любовь Орлова.

Режиссер ремейка - Алексей Бобров, продюсер - Валерий Тодоровский. В кинопрокате с 28 августа.

Фото: Кинокомпания «Наше кино».

Фото: Кинокомпания «Наше кино».