Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика30 октября 2014 22:00

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин: Парламент стал взрослее

Председатель нижней палаты парламента ответил на самые острые вопросы спецкора "КП" [видео]
Спикер Госдумы работает не только в стенах парламента. Ему приходится бывать в самых разных уголках страны. Например, на прошлой неделе Сергей Нарышкин летал в Черкесск, где его встретили не только хлебом-солью, но и традиционным молочным напитком горцев - айраном.

Спикер Госдумы работает не только в стенах парламента. Ему приходится бывать в самых разных уголках страны. Например, на прошлой неделе Сергей Нарышкин летал в Черкесск, где его встретили не только хлебом-солью, но и традиционным молочным напитком горцев - айраном.

Фото: Евгения ГУСЕВА

...Прежде чем взять это интервью, мы специально напросились к спикеру в попутчики. Потому что одно дело - человек в думском президиуме или в рабочем кабинете. И совсем другое - в командировке.

Летели мы самолетом до Минвод. Потом на машинах - до Черкесска. На границе между Ставропольем и Карачаево-Черкессией начиналась новенькая, с иголочки, дорога. Сначала у нас было ощущение, что асфальт тут положили ну прямо перед самым прилетом спикера! Такое вот, дескать, кавказское гостеприимство... Но километров через пять мы увидели на обочине дорожную технику и рабочих, а автомобиль спикера запрыгал по кочкам дороги довольно старой.

Тогда-то и родился у меня вопрос, с которого я на следующий день - уже в Думе - и решил начать нашу беседу с Сергеем Нарышкиным. Нет, не про кочки! Хотя - как сказать...

«ОТСУТСТВИЕ ДРАК - ЭТО НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ СЕРОСТИ»

- Сергей Евгеньевич, в декабре будет три года, как вы, можно сказать, хозяйничаете в этих исторических стенах. Если сравнивать этот пост с предыдущими, вы сейчас стали ближе к практике, к жизни? Или дальше?

- Ну, мне кажется, говорить «ближе или дальше к жизни, к практике», не совсем корректно. Я в своей нынешней работе использую накопленный на предыдущих, довольно ответственных позициях, опыт – и не в виртуальном каком-нибудь пространстве, а в реальных ситуациях с живыми людьми.

- Видимо, неплохо справляетесь, коли в начале осени стали самым цитируемым парламентарием.

- Честно, я не стремлюсь быть на вершине рейтингов цитируемости. Это не является необходимым показателем эффективности. В любом случае внимание прессы к руководству Госдумы, к заместителям, к лидерам фракций повышенное по понятным причинам – как к любой публичной власти. Почему именно в начале осени? Да, по-моему, просто потому, что это начало трудового года после летнего отпускного затишья. Всегда в осеннюю сессию принимается так называемый главный закон года – бюджет страны. И кроме того, в нашем портфеле много других важных законопроектов.

- Ну, например?

- Например – о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе или важнейший законопроект о промышленной политике. По каждому направлению регулирования вносятся свои ключевые акты. К тому же, в нынешнем году есть еще и мощный внешний фактор, связанный с бурными событиями на Украине.

- Но вот раньше, до Нарышкина, в Госдуме драки были, буквально водичкой особенно горячих поливали. Сейчас этого не увидишь...

- Оцениваю шутку. Впрочем, отсутствие драк говорит о том, что российский парламент взрослеет. Растет уровень политической и правовой подготовки, правовой зрелости…

- Но хулиганистые депутаты ведь остались. Вы их вызываете, воспитываете?

- Вы меня все время перебиваете.

- Извините...

- Да, может быть, отдельные политики пытаются заработать дополнительные очки какими-то экстравагантными акциями, эпатажем. Но и население это уже начинает острее чувствовать, критичнее воспринимать, понимает, что смысл парламентской работы совсем в другом. Положим, то, что в редакции уважаемой мною газеты "Комсомольская правда" не дерутся каждый день - ведь нет? - не означает, что издание теряет свою зрелищность и привлекательность?

-…У нас другого типа драки.

- И у нас тоже другого плана «драки»: дискуссии, диспуты. Уж где-где, а на площадке Государственной Думы дискуссий и диалога должно быть, и на самом деле есть, больше, чем, наверное, где бы то ни было еще.

- Вы специально так сделали…

- Нет, не специально. Вы неправильно расставляете акценты. Это, на мой взгляд, естественный процесс – процесс повышения профессионализма и политического взросления парламента и общества.

- То есть, заслуги Нарышкина, как воспитателя, в этом нет?

- Мне хотелось бы верить, что я хоть маленькую толику тоже внес.

- Не становится ли парламент безликой серой массой?

- А разве отсутствие драк в редакции «Комсомольской правды» превратило творческий коллектив редакции в серую массу? Нет, конечно. И в парламенте достаточно ярких личностей, выделяющихся не потасовками, а деловыми качествами.

- Еще загадка. Я со всеми председателями Думы новейшей России общался. И всегда говорили о серьезных противоречиях между разными представленными в парламенте партиями. Там и ЛДПР, и коммунисты, и «Справедливая Россия». В этих фракциях много понамешано разных мнений. Почему у вас теперь другой Жириновский, другой Зюганов совершенно, нежели были еще десять лет назад?

- Во-первых, я с большим уважением отношусь к лидерам всех четырех парламентских фракций. Это на самом деле люди уникальные, умные, подготовленные. Я ценю их профессионализм и их заслуги перед страной.

- На юбилеи к ним ходите?

- Бывает и неформальное общение. Но все-таки главное – это объединение вокруг нашей основной работы. Вокруг законопроектов, которые мы обсуждаем, которые мы принимаем или не принимаем. И, когда вопросы сложные, которые требуют каких-то компромиссов, мы все вместе ищем и находим их. Ведь у всех одна задача – обеспечить интересы наших граждан, избирателей, развитие и процветание нашей страны. Это самая главная объединительная площадка.

- Ладно, насчет серости беру слова обратно!

«ЗАКОНЫ ЧЕТВЕРТОГО СПИКЕРА»

...Если "премьера" дороги из Ставрополья в Карачаево-Черкессию, ну, хотя бы ее часть, еще могла случайно совпасть с приездом спикера Госдумы, то пусконаладочные работы на крупнейшей в России Черкесской фабрике по переработке шерсти (уже сейчас до 3 600 тонн в год) и производству пряжи, куда Сергей Нарышкин отправился сразу же из аэропорта, - все это в рамках запрограммированного инвестпроекта.

Как я потом понял, и сам визит был не просто «данью вежливости». Нарышкин потом на совещании посвятил модной теме инвестиций чуть ли не треть своего доклада.

- Вы занимали должность главы администрации президента, вице-премьера правительства... Это все же, согласитесь, несколько иные занятия, чем руководить одной из палат российского парламента.

- Ну, и что? И в том, и в другом случае в сферу моей деятельности, кроме всего прочего, входили и обязанности обеспечивать взаимодействие ветвей власти, и законотворческая деятельность. Нет, конечно, должность спикера Госдумы имеет свои особенности, как и вообще работа депутата. Кстати, она отличается большей степенью публичности. Вот эта часть лично для меня оказалась новой, непривычной, потребовала неких дополнительных жизненных и профессиональных навыков. Что касается общей оценки моей эффективности в роли спикера, то судить о том, насколько я справляюсь с этой ролью – вам, журналистам и, прежде всего, моим избирателям.

- Депутаты обычно в своей работе называют какие-то законопроекты, которые выстраданы, ради которых они сюда шли. Были ли у вас подобные «корыстные» цели?

- Прежде всего напомню, что я ставлю свою подпись под всеми принимаемыми Государственной Думой законами. Наверное, было бы некорректно мне называть один или несколько наиболее дорогих для меня и принятых Государственной Думой законов. Потому что наверняка после этого найдутся горе-эксперты и горе-аналитики, которые начнут этот перечень под микроскопом рассматривать, и делать выводы о моей определенной ангажированности. Любой закон, принятый Государственной Думой, это результат совместного труда.

- И все же - сколько всего было таких законов, за то время, как вы руководите Госдумой?

- За неполные три года принято больше 1100 законов. Повторю, не хотел бы особо выделять среди них «самые-самые». Их действительно очень много. Вот сейчас, скажем, начали обсуждать проект бюджета на 2015 год и на всю предстоящую трехлетку. Именно этот закон будет определять темпы нашего социально-экономического развития в этот, не скрою, сложный период.

- И вот еще, Сергей Евгеньевич, вы принимаете неудобные для граждан законы. Я из-за вас бросил полгода назад курить. Был счастливым человеком, теперь дискомфорт какой-то, допинга не хватает.

- Знаете, я вас просто хочу поздравить с таким «неудобством». (Смеется) И пожелать вам здоровья, как и вообще всему населению нашей страны. Я думаю, что вы еще оцените преимущества некурящего человека.

«ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ИГРАТЬ ПО ИХ ПРАВИЛАМ»

...Незадолго до командировки Нарышкина в Черкесск я обратил внимание на его предложение (которое, кстати, процитировали многие СМИ) «подробно проанализировать правовую историю Крыма с 90-х годов до наших дней». На совещании с местными парламентариями, которое проводил спикер, по понятным причинам эта «узкоправовая» и «чисто историческая» тема не обсуждалась.

В самолете нам поговорить так и не удалось - председатель Думы был все время занят. Это и стало еще одним поводом нашей встречи в Охотном ряду...

- Что конкретно вы имели в виду, говоря об «анализе правовой истории Крыма»? Упущения украинской стороны?

- Действительно, я предложил провести очень подробный и внимательный анализ с правовой точки зрения, как менялся статус Крыма и правовой режим Крыма на протяжении последних 23 лет. Для чего это нужно? Для того, чтобы более четко определить позиции сторон и нашу честную открытую позицию. Потому что мы говорили и мы твердо уверены в том, что наши действия по отношению к Крыму, к крымчанам соответствовали нормам международного права. Политические оценки события, которые были даны сразу же, конечно, были необходимы и важны. Но не менее весомым с любой точки зрения является анализ правовой хроники событий. Особенно это касается вхождения Крыма в состав Украинской республики как в 1954 году, так и в 1991-м после распада СССР, соотношения базовых принципов международного права – права наций и народов на самоопределение и территориальную целостность.

Сергей Нарышкин открыл в Черкесске новый бассейн. И сам же опробовал голубую дорожку...

Сергей Нарышкин открыл в Черкесске новый бассейн. И сам же опробовал голубую дорожку...

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Как парламентарии Крыма интегрируются в нашу законодательную ткань?

- Это непростая работа. И не случайно был введён переходный период для такой постепенной интеграции Крыма, города федерального значения Севастополя в правовое пространство Российской Федерации. Работа идет последовательная. Существует план действий. И каких-либо сложностей, непреодолимых преград здесь я не вижу.

- Когда Владимир Путин стал президентом первый раз, мне показалось, что федеральные округа были созданы потому, что в конституциях некоторых республик такое было наворочено, что просто приходилось последовательно приводить их в соответствие с Основным законом федерации...

- Вы правы. То же самое происходит сейчас и с Крымом. Вы провели очень хорошую аналогию…

- О, единственный вопрос, за который вы меня похвалили. Спасибо!

- Пожалуйста! Крым вообще в течение этих 23 лет жил по законам другого государства. И разница правового пространства Украины, частью которой был Крым в течение 23 лет, и России, - конечно, оказалась огромной. И нам приходится сейчас выполнять большой объем работы вместе с нашими коллегами, законодателями Крыма и Севастополя, чтобы последовательно этот барьер преодолеть.

- А еще меня вот что беспокоит. Вас внесли в санкционные списки, вы нежелательный визитер или гость в ряде государств. Тем не менее, продолжаете со своей командой встречаться с представителями ПАСЕ и других международных организаций. А может, ну их совсем? Не хотят – и не надо?

- Может быть, иногда встать в позу – это правильный и оправданный вариант. Но, думаю, не в данном случае. Контакт с нашими коллегами необходим не только как с друзьями и партнерами, но и как с оппонентами. Более того, как раз потому, что наши недоброжелатели, прежде всего в Соединенных Штатах Америки, хотели бы лишить и нас, и себя, и Европу равноправного диалога по ключевым острым вопросам. Давайте не будем играть по их правилам, делать именно то, чего они добиваются. Если мы им в этом поможем, то сделаем большой подарок «ястребам». Наоборот, мы будем искать любую возможность для ведения диалога, для того, чтобы была услышана наша позиция и наша правда.

- В связи с возросшей в последнее время враждебностью по отношению к России глав некоторых государств, не приходится ли усиливать вашу охрану или вводить для нее особый инструктаж?

- Ну, что вы, о физических угрозах по отношению к тем, кто внесён в эти так называемые санкционные списки, и речи нет.

- После возвращения Крыма в Россию Дума была первым официальным государственным органом, принявшим официальную делегацию из Крыма. Отчего такая поспешность?

- Да не было никакой поспешности. Пришлось немного «подвинуть» какие-то другие запланированные мероприятия, но ведь и событие произошло неординарное, огромного исторического значения. Странно было бы, если бы высший законодательный орган Российской Федерации остался от него в стороне. И потому активность депутатов Государственной Думы в решении таких исторических вопросов была естественна.

- А с президентом вы согласовывали эти шаги? Мне хочется какую-то военную тайну…

- Знаете, никакой здесь военной тайны нет. Как и в большинстве принципиальных стратегических вопросов ветви власти работают согласованно. Безусловно, в соответствии с Конституцией России именно президент определяет внешнюю и внутреннюю политику государства, но это не означает, что парламент обязан каждый свой шаг согласовывать с президентом. У каждой ветви власти своя функция, каждая действует самостоятельно в рамках единого направления.

- Ну, вот, у нас вроде бы неплохой разговор получается...

- Жалобы, замечания имеются?

- У нас – никогда! Есть еще какие-то вопросы?

- Конечно...

ВОПРОС НА ЗЫСЫПКУ

Как проморгали Алексея Митрофанова?

- Скажите честно, как вы там проморгали таких персонажей как Илья Пономарев, Алексей Митрофанов? Митрофанов даже пост получил довольно высокий. А теперь уехали за границу, а жалованье до сих пор получают наше, народное. Как же так?

- Что значит «проморгали»? Вы имеете в виду какую-то вину Алексея Митрофанова? Так я вынужден вам напомнить конституционную норму о том, что только суд решает, виновен человек или нет… Пока же речь идет о расследовании возможных противоправных действий. Но это надо доказать и дождаться решения суда. А до сего момента никто не имеет права говорить о том, виноват человек или не виноват.

А то, что Митрофанов переходил из фракции во фракцию, из одной партии в другую… Ну что ж, если не принимать во внимание эмоциональные оценки (кто-то считает такое поведение предательством, кто-то цинизмом, кто-то приспособленчеством), то с юридической точки зрения в этом тоже нет ничего такого экстравагантного и странного. Возможность смены партийной принадлежности – это общемировая практика. Считается нормальным. Человек ведь не статичен, он меняется, возможна и смена политических и иных взглядов…

- Он зарплату по-прежнему получает?

- Вы, наверное, хотели задать другой вопрос. О том, что по моему поручению создана рабочая группа.

- Да, точно!

- Я не хочу предвосхищать предложений, которые будут наработаны этой межфракционной рабочей группой. Сразу скажу, что я не сторонник очень резких движений, а уж тем более не позволю наломать дров. Но повышать парламентскую дисциплину нужно. Хотя нужно ли использовать в этом такой аргумент, как наказание рублем, это, конечно, вопрос. Первое. Здесь есть риск быть обвиненным в некой политической ангажированности. Второе. Все-таки деятельность депутата многогранна, она не заключается только в том, чтобы в зале заседаний Государственной Думы принимать участие в обсуждении законопроектов и соответствующим образом голосовать. Ну, и третье. В конце концов, самую главную оценку депутату дают избиратели, голосуя или не голосуя за него на парламентских выборах.

КСТАТИ

«Не ловите на слове - эти сферы мне по душе!»

- Когда на днях мы были с вами в Черкесске, на открытии нового бассейна, я смотрел, как вы нырнули, потом быстро поплыли... И подумал: вот человек, который уже открыл 50 бассейнов…

- Готов принимать участие в открытии и 51-го, и сотого, и дальше, и дальше. Тем более, что это – проект «Единой России», а значит – моя партийная обязанность. Точнее, общественная нагрузка по партийной линии. Хотя такой термин не люблю. Потому что все-таки это не столько нагрузка, сколько собственное желание и веление сердца, если хотите.

- А еще какую-нибудь нагрузку не хотите на себя взвалить?

- Вообще-то я хотел бы вам напомнить, что занимаюсь еще и Российским историческим обществом. И участвую в работе попечительских советов ряда структур – научных, образовательных.

- И Год литературы, как я знаю, тоже мимо вас не прошел?

- Да. Мне поручили возглавлять организационный комитет.

- А-а, поручили, значит, не по своей воле?

- Ну, не ловите на слове: и эта сфера мне по душе!

- Но до литературы ли вообще сейчас России?

- Именно до литературы и именно сейчас! Потому что наша великая литература и русское слово – это наше достояние. Большая сила, которая объединяет наш многонациональный народ, укрепляет его и поднимает его дух, что особенно важно именно в нелегкие времена.

...И О МУЗЫКЕ

Почему запел спикер Нарышкин?

- ...А вот в конце прошлого года спикер Госдумы Нарышкин вдруг запел... Для многих это было неожиданным. Это что, вроде тренинга, для того, чтобы стать раскованнее или захотелось талантом блеснуть?

- Пел я все-таки не на профессиональной сцене, а на самодеятельной. Кстати, в дуэте с профессионалом высокого уровня, депутатом, солисткой оперы Марией Максаковой. А вообще у нас многие депутаты очень прилично поют.

- Вы репетировали?

- Конечно, репетировали. Замысел был, хотя во многом это был экспромт. Это ж был корпоративный праздник, новогодний капустник, который, кстати, может стать хорошей традицией.

- Вы хорошо пели.

- Спасибо за комплимент. Но вообще такого самодеятельного творчества я никогда не чуждался, и раньше пел. Ну для себя, конечно, в дружеской компании. В школьные годы даже участвовал в творческом музыкальном коллективе, играл на бас-гитаре. Сейчас, правда, уже не играю – некогда! В студенческие годы отметился в нескольких театральных постановках.

- Да в Думе же профессиональные артисты есть - пусть они и выступают.

- А что плохого в том, что люди, которые вместе работают, в нерабочее время реализуют свою потребность к артистическому или иному творчеству? Кто-то поет, кто-то ночью играет в хоккей, а кто-то коллекционирует старые монеты. Хочу сказать, что вот такое самодеятельное творчество никак не определяется должностью. Это порыв души, если хотите, и даже потребность.

Черкесск - Москва.