Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды19 января 2015 22:00

Маквала Касрашвили: Не только Пласидо Доминго был влюблен в Образцову

Сегодня исполнилось 9 дней, как не стало прославленной оперной певицы
Оперная певица Маквала Касрашвили на церемонии прощания с оперной певицей Еленой Образцовой на исторической сцене Большого театра в Москве.

Оперная певица Маквала Касрашвили на церемонии прощания с оперной певицей Еленой Образцовой на исторической сцене Большого театра в Москве.

Фото: РИА Новости

Ее подруга народная артистка СССР Маквала Касрашвили и в радости, и в горе всегда была рядом с Еленой Васильевной на протяжении 49 лет. Сегодня она вспоминает вместе с нами Елену Образцову, которая скончалась 12 января в результате онкологического заболевания.

- Лена болела почти два года, - рассказала нам Маквала Филимоновна. - Летом она провела полтора месяца в больнице. Двустороннее воспаление легких - довольно распространенное заболевание среди певцов. Мы часто выходим на сцену, не долечившись. Потом я узнала, что дело не только в этом. У Лены были проблемы с кровью.

Но вида она не подавала, насколько серьезно больна. Она была очень мужественным человеком. Несмотря на слабость, продолжала разучивать новые произведения, пела сольные концерты. Без пения она не могла дышать. Всегда говорила, что, раньше умрет, чем закончит петь. Так и случилось.

Каждый день ей делали переливание крови. Она сильно похудела. Но нашла в себе силы в конце октября дать прощальный оперный бал. И была королева этого вечера. В ней была большая жажда жизни. Все надеялись, что в Германии Лену вылечат. Там ей нашли донора для пересадки костного мозга. Она строила планы... Вместо того, чтобы жаловаться, рассказывала смешные истории, анекдоты. Я даже спросила ее, не взяла ли она с собой в больничную палату сборник анекдотов? Некоторые смешные истории в ее исполнении я слышала десятки раз. Но каждый раз - это было как впервые.

- Вы были свидетельницей ее триумфа на оперной сцене?

- Ее первое появление на сцене Большого театра в роли Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» было в 1963-м году. Эту партию ей помогала готовить Галина Вишневская, которая обратила на Лену внимание на конкурсе молодых исполнителей в Хельсинки, где Образцова получила Золотую медаль. Кстати, решающий голос отдала за нее именно Вишневская. Как позже рассказывала Галина Павловна, она увидела в Образцовой себя. И влюбилась в ее талант, в ее голос. Перед финальным туром конкурса имени Глинки в Москве Вишневская поменяла Лене программу, подсказала, как надо выглядеть на сцене, что одеть. В результате Лена взяла первую премию.

Я была свидетельницей ее триумфов в «Метрополитен-опера» в 1976 году в Нью-Йорке. Она пела партию Амнерис в опере «Аида».

Перед спектаклем я зашла к Лене в номер и увидела на столе другие клавиры. Оказалось, что она учила одновременно несколько опер. «Если тебя спросит импресарио, знаешь ли ты какую-то партию, обязательно отвечай «Да!», даже если ты ее не знаешь», - учила меня. Кроме музыкального таланта, у Лены была феноменальная трудоспособность. И постоянная творческая жажда.

Сцену судилища Амнерис она исполнила так, что публика в "Метрополитен-опера" взорвалась. Зал ревел, овации длились двадцать минут, дирижеру не дали продолжить спектакль, действие пришлось остановить. Елену выпустили на поклон еще до окончания акта, что было беспрецедентно. Через две недели после ее триумфа импресарио решил дать ее сольный концерт в Линкольн-центре в Нью-Йорке, хотя такие концерты готовятся минимум год. Но билеты тут же раскупили. Она вышла на сцену как королева, я даже не узнала Лену. Выглядела потрясающе. И после каждого ее выступления были овации, так что ей пришлось спеть дополнительно еще целое отделение. Так ее принимала публика. Елена первая среди советских оперных артистов выступала в чужой труппе в иностранном спектакле. И сразу покорила сцену «Метрополитен-опера». Это было уникально. На Западе тогда наших артистов не знали и не приглашали. Потом она пела в миланской Ла Скала вместе с Миреллой Френи, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье... Она выступала со всеми выдающимися дирижерами. Записала с Гербертом фон Караяном оперу «Трубадур». Никто из российских певцов так высоко на Олимп мирового признания не поднимался.

- Говорят, что Пласидо Доминго был влюблен в Елену Образцову?

- В нее были влюблены все: и дирижеры, и певцы, и музыканты. Она была ослепительной женщиной. Доминго ее обожал. Они пели вместе. Но Лена любила только одного человека - своего мужа Альгиса Журайтиса. С Альгисом она ставила оперу «Вертер» в Большом театре. Они делали интересные программы и друг друга творчески дополняли. Кроме того, Альгис был очень ярким мужчиной. Он был похож на актера Жана Маре. С чувством к нему Лена не могла совладать, несмотря на то, что на момент знакомства с Журайтисом была замужем. Ее дочка осталась жить со своим отцом, первым мужем Образцовой - Вячеславом Макаровым. Спустя годы они с дочерью помирились. Но вначале это была семейная драма.

- Галина Вишневская помогала Образцовой в начале карьеры. Другая оперная примадонна Тамара Синявская признавалась, что с Образцовой они были подругами. Хотя обе - меццо-сопрано. Обе выступали на одной сцене и вроде бы должны были соперничать. Как умудрялись певицы сохранить такие хорошие отношения?

- Вражды между нами никогда не было. Каждая получила признание, которое заслужила. Мы радовались успеху друг друга. В последние годы 2 января мы с Тамарой всегда приезжали к Лене на дачу. И встречались как три подружки, вспоминали молодость, забавные истории...

- Что-нибудь смешное припомните?

- Это было в начале 70-х. Мы поехали с Большим театром на гастроли в Токио. Нас с Леной поселили в одном номере. Как все советские артисты мы взяли с собой кипятильник. Пошли в магазин и купили порошковый суп. Вскипятили воду, высыпали содержимое пакетика, на котором были нарисованы грибы. И пошел по гостинице такой рыбный запах, что хоть беги. Оказалось, это было какое-то специфическое японское рыбное блюдо. Лена часто на наших посиделках эту историю вспоминала. Несмотря на международное признание, артисты получали копейки за свои выступления. Ростропович и Рихтер, по-моему, - долларов двести за свои концерты. Остальное отдавали государству. И все так делали. Лена часто говорила, что отдала стране свои миллионы...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Елена Образцова завещала дочери: Ленка, когда помру, сделай так, чтобы всем было не грустно

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театра. Играл симфонический оркестр. Над сценой звучал ее великий голос. Весь зрительный зал до верхних ярусов был заполнен публикой, которая несла актрисе цветы. На гражданской панихиде выступали официальные лица: Ольга Голодец, Владимир Мединский, Михаил Швыдкой, Александр Жуков, коллеги певицы: Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Александр Ширвиндт, Николай Цискаридзе. Многие говорили, что Елена Обрацзова была лицом и голосом русской оперы. Еще студенткой она вышла на эту сцену. А последний раз ей аплодировали здесь всего два с половиной месяца назад. Вспомнили ее грандиозный дебют в Метрополитен-опера в середине 70-х, когда зал рукоплескал ей стоя больше десяти минут. А потом было ее восхождение на лучшие оперные площадках мира. Ее именем назвали планету, хотя Образцова и есть планета, целый космос, который вмещал беззаветную преданность профессии, огромную любовь к жизни, искрометный юмор, талант дружбы, преданность ученикам...(подробности)