Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+5°
Boom metrics
Общество29 июня 2009 15:13

Лучшего бухгалтера России судят уже четвертый год

Бухгалтер – одна из самых востребованных и одновременно опасных профессий
Источник:kp.ru

Бухгалтер – одна из самых востребованных и одновременно опасных профессий. Если вдруг налоговые органы или прокуратура предъявляют обвинения в уклонении от уплаты налогов, то, прежде всего, на скамье подсудимых оказываются руководитель и главбух. Но бывает, что главный бухгалтер оказывается с обвинением один на один. В частности, подобный процесс проходит в Нижегородском районном суде, где рассматривается уголовное дело против главного бухгалтера Балахнинского бумкомбината ОАО «Волга» Любови Толстяковой.

От суда не застрахуешься

Конфликт вокруг Балахнинского ЦБК развернулся еще в 2005 году, когда предприятие подверглось целому ряду проверок федеральными надзорными службами. И почти сразу же было возбуждено уголовное производство по факту неуплаты налогов, причем за два месяца до окончания проверки налоговой инспекции. То есть, по сути, раньше, чем была выявлена сама неуплата. Тогда заговорили об угрозах рейдерских атак на предприятие, в СМИ появлялось много недостоверной информации о текущем положении дел. Сегодня ситуация относительно стабилизировалась, но уголовное производство в отношении главного бухгалтера ОАО «Волга» продолжается.

«Камнем преткновения» являются договора страхования, заключенные с компаниями ООО «Альфастрахование» и ОАО «АСК «Инвестрах-Агро», которые прокуратура считает мнимыми. По мнению обвинения, необоснованное перечисление крупных сумм страховым компаниям привело к занижению налогооблагаемой базы Балахнинского бумкомбината по налогу на прибыль, бюджет недополучил 120 млн. рублей. И главный бухгалтер ОАО «Волга» обвиняется в том, что она отразила в налоговой отчетности результаты тех самых договоров страхования, которые подписывали возглавлявший предприятие в те годы управляющий директор Александр Буевич и его заместитель Александр Волошин. Однако, в отношении Буевича уголовное дело давно приостановлено, а Волошин привлекался лишь в качестве свидетеля. Любовь Толстякову же, получается, обвиняют в выполнении ее прямых обязанностей. Ведь учет выплат по заключенным договорам делается в соответствии с Налоговым кодексом, а к заключению самих договоров главный бухгалтер никакого отношения не имела.

Кроме того, Любовь Толстякова работала под непосредственным руководством финансового директора Михаила Николаева, к которому у прокуратуры почему-то также нет вопросов. Кстати, на состоявшихся в июне заседаниях суда свидетели, вызванные стороной обвинения, в очередной раз подтвердили странность этого длящегося годами процесса.

Слушание уголовного дела по обвинению Любови Толстяковой в Нижегородском районном суде заново началось в апреле нынешнего года, под председательством зампреда суда Евгения Пырьева. А до этого, до своего перехода на работу в областной суд, процесс два года вела федеральный судья Марина Медведева, но неоспоримых доказательств виновности Толстяковой так и не было найдено. В ходе июньских заседаний в качестве свидетелей были допрошены бывшие члены совета директоров ОАО «Волга». Все они, и в том числе бывший председатель совета директоров акционерного общества Александр Файн, в один голос заявили, что подозреваемая им неизвестна. Никто из них не видел лично главного бухгалтера, и даже не слышал ранее ее фамилии, все общение с руководством предприятия происходило через его исполнительного директора (им был в те годы Александр Буевич). При этом никаких претензий к ведению бухгалтерских дел на предприятии у совета директоров никогда не было.

В судебном порядке сейчас идет, по сути, разбирательство, где и как зарождалось решение о страховой сделке, кто был инициатором и непосредственным исполнителем. Руководство бумкомбинатом, который по форме собственности являлся открытым акционерным обществом, осуществлялось коллегиальным органом – советом директоров. Без одобрения этой для предприятия высшей инстанции не могло произойти ни одной крупной сделки. И решение о страховании имущества бумкомбината также принималось при непосредственном участии совета директоров. Более того, Александр Файн подтвердил в суде, что это была его инициатива – страховать имущество опасного в пожарном отношении предприятия, причем страховать на максимально возможную сумму. Самое интересное, что находящаяся на скамье подсудимых Любовь Толстякова не имеет отношения ни к решению о проведении этой сделки, ни к собственно к ее заключению.

- Главного бухгалтера привлекли к ответственности согласно постановлению Верховного суда РФ, где указан примерный перечень должностных лиц (куда входит и должность главного бухгалтера), которые могут быть виновны в совершении налоговых преступлений, - говорит адвокат Сергей ШЛИППЕР. – Но это не означает, что бухгалтера необходимо привлекать по любому поводу, тем более по такому абсурдному, как выполнение своих прямых обязанностей. Если на предприятии и было совершено налоговое преступление, то совершалось оно не в бухгалтерии. Речь идет о заключении страховой сделки на завышенную сумму, но бухгалтер сделки не заключает, а ставит на учет факт уже свершившейся сделки. На предприятии существует совет директоров, который и одобрял все крупные сделки, а в итоге обвинение предъявлено ни к чему не причастному бухгалтеру. Любовь Андреевна даже к исполнению предписаний совета директоров не имела отношения.

Профессиональная награда и скамья подсудимых

По мнению юристов ЦБК и адвокатов Любови Толстяковой, уголовное дело можно было бы совсем прекратить за отсутствием состава преступления, тем более, что у новых собственников ОАО «Волга» ни к Буевичу, ни к Толстяковой никаких претензий нет и никогда не возникало. Любовь Андреевна по-прежнему работает в должности главного бухгалтера на комбинате, и в 2007-ом году даже удостоилась звания «Лучшего бухгалтера России». Находясь под следствием и, соответственно, подпиской о невыезде, она не смогла лично получить заслуженную награду. И все время, пока длится «суд да дело», женщина не имеет возможности даже отдохнуть за пределами Нижегородской области. О душевном состоянии человека, четвертый год фактически ходящего «под статьей», говорить не приходится. Может на женскую слабость в конечном счете и рассчитывают обвинители? Может быть, оказывая подобное моральное давление, легче свалить вину, чем найти действительно неоспоримые доказательства по недоплате некоторой суммы налогов? Однако такой исход сторона обвинения, по всей видимости, пока даже не рассматривает.

- Обвинение очень пассивно, - отмечает адвокат Московской коллегии адвокатов Евгений КОРОЛЕВ. – Сейчас идет разбирательство, которое даже не относится, по сути, к моей подзащитной. Но прокуратура не хочет отказываться от обвинений. Все это выглядит как «защита чести мундира». Дело надо либо прекращать, либо выносить оправдательный приговор. Все свидетели уже много раз подтвердили непричастность к этому делу главного бухгалтера предприятия, которая единственная при этом оказалась под подозрением.

КстатиРазмещенная на сайте Верховного суда России статистика красноречиво говорит о том, что отечественное правосудие год от года становится все более бескомпромиссным. В минувшем году общее число оправдательных приговоров, вынесенных российскими судьями, снизилось по сравнению с 2007 годом на 17,4%. Были осуждены 941 933 человека (935 090 – в 2007-м). При этом треть этих людей – 316 тыс. подсудимых – были приговорены к лишению свободы. Оправданных в 2008 году оказалось на 2% меньше, чем годом ранее – чуть более 10 тыс. человек. Вообще, поступательное сокращение оправдательных приговоров идет с самого начала 1990-х годов. Однако же вряд ли российская преступность стала сегодня более жестокой по сравнению с «лихими 90-ми».