Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+18°
Boom metrics
Победа14 апреля 2010 15:40

В пожарной охране служило 419 ветеранов ВОВ из Нижнего

Участники той Великой Войны и в мирное время посвятили себя защите человеческ жизней [фото героев]
Источник:kp.ru

А на нейтральной полосе - "цветы"Бывший начальник отдела кадров Управления пожарной охраны подполковник в отставке Марк Федорович Шагалов в 1943 году окончил танковое училище, воевал на Украине, форсировал Днепр, горел в танке: Т-34 был подбит, но экипажу удалось покинуть машину до взрыва боеприпасов. Ее разорвало в клочья в нескольких шагах от танкиста.

Чтобы избавиться от брони пошел на преступлениеВасилия Антошина как одного из лучших фрезеровщиков с автозавода на фронт не отпускали. Он один управлялся с тремя станками, и все задумки рационализаторов и изобретателей доверяли воплощать только ему. Но когда Василий Петрович получил известие о смерти старшего брата под Ленинградом и письмо от младшего с Курской дуги о том, что немцы не дают им ни минуты передышки даже для того, чтобы поесть, твердо решил сбежать на фронт, чего бы это ему не стоило. Помог осуществить это желание один случайный знакомый, который заверил Василия, что за хищение капусты с совхозного поля его наверняка заберут в действующую армию прямо из КПЗ. Так оно и случилось, хотя следователь сразу раскусил, что Антошин лох в этом деле, но брони при нем не было, он специально ее с собой не взял. А в КПЗ штрафников уже ждали сотрудники райвоенкомата.

Война для Антошина закончилась в Чань-Чуне после освобождения Мукдена и Харбина. А через месяц он был уже в Горьком. Насмотревшись, как люди гибнут на войне, фронтовик решил, что спасать их от огня в мирное время – самая мужская профессия. Так он и стал пожарным: четверть века тушил огонь и спасал людей. На пенсию вышел в 1971 году в должности командира отделения. У ветерана войны и труда накопилась целая папка наград: кроме ордена Отечественной войны I степени, - 16 медалей и 32 благодарности.

Говорят, что сапер ошибается только один раз. Антошин ни разу не ошибся на минном поле, но мирная жизнь подбросила ему «мину замедленного действия»: коварная болезнь отняла у него ногу. Чтобы победить депрессию, Василий Петрович стал учиться живописи, копируя картины великих русских мастеров. Достиг в этом такого мастерства, что непрофессионалы не могут отличить копию от оригинала. Дома хранится лишь одна из них – копия с картины Перова «Охотники на привале». Все остальные раздарены родным и знакомым.

Что касается батальных сцен, то на войне саперу было не до рисования. Только в госпитале взялся Антошин за карандаш, набросав портрет своего соседа по койке поляка Михася. Тот послал рисунок матери, а она в ответ: «Сынок, ты пишешь, что у тебя все хорошо, а я вижу по твоему портрету, что беда с тобой приключилась». Так психологически верно изобразил художник - самоучка своего соседа, что тот признался ему: «Васыль, ты в самую душу мне заглянул». Взгляд у Василия Петровича и сейчас, в 91 год, такой же добрый и проницательный.

Боевка "от кутюр"Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Среди них оказалась и Нина Евграфова (в замужестве Медведская) из деревни Медяны Пильнинского района. В мае 1942 года, когда ей исполнилось 18 лет, получила она повестку из военкомата. За два месяца до этого из села забрали безусых мальчиков, а теперь настала очередь девочек надевать военную форму. Однако на фронт их не отправили, семь медянских девчат оказались в пожарной части.

Служба службой, но молодость брала свое, и девчата не прочь были пошутить иной раз. Жили они на казарменном положении, ходили в военной форме, и даже в увольнение им приказано было брать с собой противогазы. Но однажды вечером нарядились девчата в платьица и вышли на откос прогуляться. А возле 13-й школы, где эвакогоспиталь тогда располагался, подошли к ним ребята военные познакомиться. Девчата представились студентками, и назначили ребятам свидание. А несколько часов спустя их отделение выехало на очередное дежурство на автозавод. Возвращаются утром с дежурства, на переднем сиденье – командир отделения Нина Евграфова с колокольчиком в руках, чтобы на всех перекрестках пожарную машину вперед пропускали, а навстречу – вчерашние кавалеры. Тут уж настала их очередь посмеяться. Как увидели девчат на пожарной машине в боевках – ухватились за животики: вот так студентки.

После войны Нина Михайловна выучилась на модельера. При встрече мы попросили ее тряхнуть стариной: примерить каску и боевку, так сказать, «от кутюр». Это одна из последних фотографий Нины Михайловны. Месяц назад ее не стало.

Тишина под Сталинградом была страшнее кононадыС Ольгой Даниловной Семиной (в девичестве Даниловой) мы родились в один день с разницей в 18 лет. Когда я делала первые шаги по земле, красноармеец Данилова тянула запасную линию связи к Сталинграду.

- Линия эта проходила по безлюдной безводной степи, - вспоминает Ольга Даниловна. – Жара стояла неимоверная, губы у всех потрескались, гимнастерки выгорели и стали совсем белыми. Фашисты рвались к Сталинграду, и нам приходилось работать и днем, и ночью: бойцы ставили столбы, а девушки тянули провода, подносили изоляторы. Когда мы подвели линию к городу, успели даже искупаться в Волге, прежде чем заварился «Сталинградский котел». Уютный город на наших глазах превратился в развалины. Сплошной гул канонады, обстрелы, бомбежки… А когда выпадали минуты затишья, тишина казалась нам настолько зловещей, что страшила больше, чем артиллерийские залпы. Зимой 1943 года Паулюс сдался в плен со своей армией, и нас сразу перебросили на другой фронт.

До войны Ольга Даниловна поступила в медицинский институт, но там ввели плату за обучение. А денег не было, отца в пять лет потеряла. Кроме нее, в семье было еще четыре брата, так что институт пришлось бросить. После войны поступила в педагогический, но и его не смогла закончить: одна за другой на свет появились две дочери. Работала секретарем в КГБ, где и с мужем своим познакомилась. Он юрист, криминалистику преподавал. Войну артиллеристом прошел, защищал Ленинград. Брат тоже был артиллеристом, сражался под Москвой. Другой брат был разведчиком, погиб на фронте.

Последние 12 лет перед выходом на пенсию Ольга Даниловна работала в финансовой части управления пожарной охраны. Всю жизнь любила читать. На книжных полках у нее – вся русская классика и несколько томов «Истории государства Российского» Карамзина. Давно мечтала его приобрести, да он был под запретом. Теперь вот можно почитать для души.